Но продолжу о белгородских копейщиках...
В матушке-Европе в XVII вв. идет массовый отказ от содержания закованных в железо копейщиков - кони, вольтижеровка, доспехи, подготовка - все это гораздо дороже содержания рейтар. Как писл великий Дельбрук: "Копейщиков набирают из дворян или вообще из выдающихся хороших солдат, а таковых всегда немного". Но в матушке-России пошли по бюджетному варианту - опытный солдат, мерин, доспех, оружие - и вперед. И вообще столь долгое существование копейщиков в составе армии говорит о том, что сии юниты весьма востребованы были.
Табуны переписанных лошадей для рейтар и копейщиков:
Сплошь мерины - "мерин гнед, грива налево", "мерин гнед, грива направо" и т.д.
Но надо учесть, что противником копейщиков были татары, дорошенковские казаки и турецкие спаги. Все же комбинированный рейтарно-копейный удар по ним не очень хорошо обученных, на меринах, но все-же копейщиков, был весьма и весьма эффективен.
Итак, первые белгородские копейщики появляются в 1658 г., уже в следующем 1659 году белгородские копейщики участвовали в сражении под Конотопом. В составленном перечне потерь указано, что в полку Г.Г.Ромодановского погибло «рейтар, копейщиков и драгунов» 462 чел.
Если, как отмечалось, в 1662 г. было два копейных полка, то потом в 1663-1665 фигурирует только один регимент.
В 1668-1669 гг, копейщики (1093 ч.) в составе корпуса Белгородского полка участвовали в боевых действиях против Брюховецкого и П.Дорошенка, потеряв при этом несколько десятков человек убитыми.
В 1670-е гг копейный полк «растворился» среди рейтарских региментов. В 1674 г. копейные «шквадроны» рейтарских полков, вместе с другими региментами, входили в состав Белгородского разрядного полка в походе в Правобережную Украину. Отмечено, что с 1670-х гг любой рейтарский полк, включающий в себя копейные роты, стал именоваться в документах «полком рейтарского и копейного строю». В походе 1678-1679 гг. в 7 рейтарских полках первого воеводы Белгородского полка копейщиков и рейтар было 9523 ч. Дивизию «копейного и рейтарского и солдатского строю» возглавлял генерал – поручик Франц Ульф.
В августе 1679 г. белгородские копейщики и рейтары (всего 9442 ч.) возводили оборонительные рубежи у Киева, готовясь к возможному турецкому нашествию. По царскому указу «валу им разровнять 111 сажень».
В 1680-х гг XVII в. продолжала применяться практика сведения копейных рот всех рейтарских полков в один крупный копейный «шквадрон» при «енерал-майорском» рейтарском полку или же в копейный отдельный полк.
В 1680 г. в войсках Белгородского разряда предписывалось сформировать 6 рейтарских полков (по 1000 ч) в 4 шквадронах и 250 копейщиков в копейной шквадроне, «а копейному особому полку не быть». К 1683 г. «особый полк» вновь формируется.
К 1686 г. копейный полк возглавил рейтарский полковник Т.Калбрехт. Перечисляя полковое имущество, дьяки отметили: «Копейного строю Тобиясова полку Калбрехта девять знамен копейных, в том числе: два знамени белые камки, на одной написано серебром крест да травы, да четыре звезды, слова «десница твоя крепость моя», на другом орел двоеглавой да крест золотом и серебром. Семь знамен красные да зеленые камки, писаны на них круги золотом и серебром. Десять труб с муштуки». В росписях Белгородского разряда указаны также «1000 копей списных», предназначенных, очевидно, именно для копейного полка.
При этом в одном рейтарском полку генерал-майора Давида Вильгельма фон Граама имелся копейный шквадрон из 4 рот. В росписи его регимента 1686 г., помимо 12 рейтарских ротных знамен, перечисляются «четыре знамени копейных комчатых розных цветов, писаны золотом и серебром, в том числе: первое знамя полковничье белые камки, на нем написан орел двоеглавой. Второе знамя темно-вишневые камки, писано золотом и серебром, на нем написаны круг, в кругу Плонида стоит на яблоке, около главы под яблоком литавры с палками, с обеих сторон по трубе. Третье знамя темно-вишневое камки, на нем написан круг золотом и серебром. По мере те знамены в длину полтретья аршин, поперег полутора аршина, знамя на древках, древки с яблоки, писаны золотом с розными красками, гротики на них медныя резные, чемоданы красного сукна. Четвертое знамя желтой да темно-вишневой камки».
Описанные в копейном полку и ротах знамена несколько отличаются от рейтарских. Как отметил А.В. Малов, «рейтарские знамена, как правило, представляли собой квадрат (размером 12×12 вершков - А.Л.) одноцветной шелковой ткани (тафты или камки)…». Как видим из росписи, сшитые из камки копейные знамена были прямоугольной формы.
ВОт находка gromoboy1 - чертеж прапора севских копейщиков (белгородские, думаю, были такими же):
Подробности - тут.
В первом Крымском походе князя В.В.Голицына принимали участие 2771 «копейщиков и рейтар» Белгородского полка. По всей видимости, поход убедил правительство в том, что против легкой кавалерии наиболее эффективны не громоздкие 10-ротные копейные полки, а отдельные копейные эскадроны при поддержке массированного огня рейтар. Но такое убеждение просуществовало недолго. В 1699 показан - опа - Белгородский копейный полк генерал-майора Христофора Ригимона.
Вот-таки освободился от старых своих записей :))))