alexuslob (alexuslob) wrote,
alexuslob
alexuslob

Categories:

Пушка Дюрера и пушка с картины "Битва под Оршей" - где плагиат?

В 1955 г. польский историк искусства Ян Бялостоцкий (1921-1989) опубликовал статью "Загадка "Битвы под Оршей", в которой привел аргументы в пользу того, что неизвестный художник картины "Битва под Оршей" (в те годы ее датировали 1515-1518 гг) стырил позаимствовал изображение с гравюры самого Альбрехта нашего Дюрера 1518-1519 гг! ( Bialostocki J. Zagadka "Bitwy pod Orsza" // Biuletyn Historii Sztuki, 1955, нумер 1. S.80-98).
Искусствовед был авторитетный (специалист по готическому и ренессансному искусству), поэтому для самих поляков, ценителей искусства, новость прогремеле как гром среди ясного неба. Подумать только - замечательное батальное полотно, оказывается, создано "не по горячим следам" битвы, а спустя несколько лет, да к тому же фрагменты картины имеют вторичный сюжет...
Давайте мысленно станем искусствоведами и сравним:

Теперь фрагменты:
Картина "Баттл оф Орша 1514":

Дюрер "Перевозка большой пушки" 1518:

Если убрать весь фон гравюры, то будет так:
дюрер
Не надо иметь семь пядей во лбу, чтоб заподозрить плагиат заимствование, но кто у кого стырил срисовал?
Тут же среагировала Зофия Стефаньска (Zofia Stefańska), которая парировала доводы Бялостоцкого - чо, не видно разве, это же великий Дюрер срисовал с картины пушку!
Потом баталии в польской печати развернулись на полную катушку, и появилась третья версия - и Дюрер, и неизвестный пропагандист польского оружия использовали какое-то третье, неизвестное нам изображение. Здислав Жигульский-мл. отметил военно-исторические различия: "Так пушка Дюрера, значительно более стройных пропорций, имеет в боку за казенной частью ствола характерную рукоять очень подробно прорисованную, в то время как у оршанской пушки на этом месте ничего нет, во-вторых, оковки ложа оршанского орудия более многочисленны и с технической точки зрения безупречны, более того, одно из колес на гравюре Дюрера имеет семь спиц, что является абсолютно ошибочным, в то время как оршанское колесо, частично заслоненное кустом, показывает верное число из шести спиц." (а вы-таки знаете, что перевод статьи Жигульского "Битва под Оршей" - структура картины 1981 г., который уже сто лет гуляет по интернету, был сделан k_lvk ?)
И только в 1999 г. Жигульский-мл. в новой статье выразил скепсис относительно датировки картины - на лет 20 младше гравюры. Пан Иероним Граля мне говорил, что сейчас польские историки (вроде как радиоуглеродный анализ был, но подробностей не знаю) датируют 1530-ми и даже 1540-ми (!) гг. Наиболее вероятно - картина создана по следам Стародубской войны 1534-1537 гг - отсюда и точные изображения доспехов и одежды московитов (с трофеев и пленных писали?)... Но вот с изображениями польско-литовских воинов - полный ахтунг! Здесь видим и гарнитуры для пешего турнирного боя , и однотипные "максимилианы", и вместо драбов - какие-то железные дровосеки, а однотипные гусары в шляпах-цилиндрах - вообще абзац (очевидно, художник рисовал с какой-то торжественную парадной церемонии). Отсюда и вышел очаровательный компот дюреровской пушки, и фантазийных фигур в парадных доспехах и т.д.

Однако от себя замечу - сами топографические реалии поля битвы показаны классно и достоверно! Здесь и засада артиллерии в ельнике, и сгрудившиеся от тесноты всадники (как писал российский летописец, "а место пришло тесно и биша из лесов великого князя людей ..."), и излучина Днепра, и распределение тактических групп - павезьеры с аркебузьерами и пикинерами в центре, за ними - Сверчовский со своей латной конницей - все это соответствует описаниям источников. Кроме того, сюжет картины хорошо накладывается на план битвы из "Книг гетманских" Сарницкого (из AGAD со мной поделился Г.Лесмайтис, разместить не могу), и т.д.
То есть художник, когда писал картину, ясно представлял реальную диспозицию (вероятно у него были какие-то планы и рисунки битвы), может быть он даже использовал в качестве одного из источников неизвестную картину 1515 г, которая была написана после битвы и висела во францисканцском монастыре в Кракове (не сохранилась), при этом дополнял "концепцию на полотне" разносортным собранным материалом (гравюра Дюрера, зарисовки пленных московитов, гарнитуры разных доспехов и т.д.).
Tags: orsha anno domini mdxiv, архив из железа и меди, бомбардология, все украдено до нас
Subscribe

  • Артиллерия первого Азовского похода

    Вот и верь потом классикам. С легкой руки Н.Г.Устрялова укоренилось мнение, что артиллерия в первом Азовском походе состояла из 104 мортир и 44…

  • Об артиллерии раннего Петра

    Ну вот, стоило взяться за артиллерию "раннего Петра", тут же натолкнулся на множество белых пятен. Дело в том, что документами хорошо представлена…

  • 507 лет Оршанской битве

    "Бысть побоище велие москвичей с Литвою под городом под Оршею, и воскричаша и возопиша жены оршанки на трубы московския, и слышати было стуку и грому…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • Артиллерия первого Азовского похода

    Вот и верь потом классикам. С легкой руки Н.Г.Устрялова укоренилось мнение, что артиллерия в первом Азовском походе состояла из 104 мортир и 44…

  • Об артиллерии раннего Петра

    Ну вот, стоило взяться за артиллерию "раннего Петра", тут же натолкнулся на множество белых пятен. Дело в том, что документами хорошо представлена…

  • 507 лет Оршанской битве

    "Бысть побоище велие москвичей с Литвою под городом под Оршею, и воскричаша и возопиша жены оршанки на трубы московския, и слышати было стуку и грому…