alexuslob (alexuslob) wrote,
alexuslob
alexuslob

Orshanica 1514-2014 и Кравцевич (часть 2)

Вдогонку за предыдущим постом
Нашел свежее и прекрасное - новое интервью д.и.н. А.Кравцевича
Мякотка:
"Таму што гэта дзень перамогі над ворагам, які праходзіць чырвонай (крывавай!) паласой праз усю нашу гісторыю — ад XV да XXI стагодзьдзя".

"Бітва паказала, што агромністыя масы маскоўскай коньніцы і пяхоты можна перамагаць нашмат меншым, але лепш навучаным і ўзброеным войскам. У Аршанскай бітве нашага войска было ў два разы менш — 40 тысячаў нашых супраць 80 тысячаў маскоўцаў. Я думаю, лічбы трохі завышаныя з абодвух бакоў, але факт значнай колькаснай перавагі маскоўскага войска аспрэчваецца толькі некалькімі расейскімі гісторыкамі".

"Скажам, у 2009 годзе выйшла кніжка расейскага гісторыка Аляксея Лобіна, у якой ён спрабуе аспрэчыць міт пра Аршанскую бітву. Ён там даводзіць, што ў маскоўскім войску было толькі 12 тысячаў, а войска ВКЛ сягала адпаведна 24 тысячаў. Але высновы Лобіна крытыкуюць і самі расейскія гісторыкі."

То есть можно сразу сказать, что книжку расейскага гісторыка Аляксея Лобіна Кравцевич не читал от слова "вообще". Во-первых, книжонка вышла в свет в 2011, а в 2009 г. я на конференции в Минске (у А.Н.Янушкевича) выступил с докладом " К вопросу о составе и численности польско-литовской армии в битве под Оршей 1514г.". Кто-нибудь, найдет там слова о том, что "войска ВКЛ сягала адпаведна 24 тысячаў." ??? Откуда эти фантазии взял профессор?


"Але высновы Лобіна крытыкуюць і самі расейскія гісторыкі."

Во-вторых, да, критикуют :)))) Только не так, как думает Кравцевич. В начатой мной дискуссии меня критиковали. но вот главный оппонент Михаил Маркович Кром , критикуя общие предложенные вычисления, относительно методики определения численности в битве под Оршей отметил: "Правда, в отдельных случаях разрядные росписи походов 1560-х – 1570-х гг. могут с успехом применяться (в сочетании с другими источниками) для реконструкции численного состава русских войск в кампаниях первой трети XVI в., как это блестяще продемонстрировал А. Н. Лобин в отношении Оршинской битвы 1514 г. .... И сама предложенная методика, и полученные результаты (общая численность русской рати – до 15 тыс. чел., а с учетом неготовности воевод к бою и отсутствия в полках многих воинов – не более 12 тыс.) представляются мне весьма ценными и убедительными." См. также отзыв В.В.Пенского

Другие историки - Н.В.Смирнов и О.А.Курбатов критикуют мои вычисления за то, что я ... завышаю численность русских войск (т.е. определяю верхний возможный предел) :)))) И вообще, это было давно и неправда :) тогда это была первая "обкатка". сейчас те выводы я бы немного скорректировал.

Tags: orsha anno domini mdxiv, Решил своим долгом обозначить, антропология, все украдено до нас, осторожно
Subscribe

  • Артиллерия первого Азовского похода

    Вот и верь потом классикам. С легкой руки Н.Г.Устрялова укоренилось мнение, что артиллерия в первом Азовском походе состояла из 104 мортир и 44…

  • Об артиллерии раннего Петра

    Ну вот, стоило взяться за артиллерию "раннего Петра", тут же натолкнулся на множество белых пятен. Дело в том, что документами хорошо представлена…

  • 10 лет той самой книжке

    10 лет назад вышла моя первая книжка "Битва под Оршей 8 сентября 1514 года" Как-никак юбилей, тем более, что книга в итоге "выстрелила". Теперь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments

  • Артиллерия первого Азовского похода

    Вот и верь потом классикам. С легкой руки Н.Г.Устрялова укоренилось мнение, что артиллерия в первом Азовском походе состояла из 104 мортир и 44…

  • Об артиллерии раннего Петра

    Ну вот, стоило взяться за артиллерию "раннего Петра", тут же натолкнулся на множество белых пятен. Дело в том, что документами хорошо представлена…

  • 10 лет той самой книжке

    10 лет назад вышла моя первая книжка "Битва под Оршей 8 сентября 1514 года" Как-никак юбилей, тем более, что книга в итоге "выстрелила". Теперь…