alexuslob (alexuslob) wrote,
alexuslob
alexuslob

Categories:

О русских гусарах замолвите слово....

В журнале "История Военного Дела: исследования и источники" (а по нашему milhist.info) опубликована статья: Шаменков C.И. Доспех русских гусар времён царя Алексея Михайловича: опыт реконструкции
Имею сказать несколько слов за хуссар.
В годах, помню, 2000-х мы (те немногие, кто интересовался тогда военной историей 17-м в.) эту тему активно обсуждали на умершем ресурсе полк.борда.ру. С того времени накапливался материал, периодически и в документах РГАДА встречались кое-какие материалы, на руки попадались разные реляции 1660-х гг, сейчас уже не упомню всё, но кое-что подкопилось...
Итак,
1. В заметке С.И. Шаменкова использованы только вещественные памятники - сохранившиеся полудоспехи в Оружейной палате и Калужском музее. Между тем, комплекс документальных источников не привлекался. Описи городских арсеналов (Новгород, Псков т.д. - по моему, в 66-й книге Новгородского стола РГАДА есть) в некоторых случаях - с детальными описаниями гусарских знамен, доспехов и оружия (сотни гусарских "лат и шишаков и задников и оплечников и полцельных, и ломаных", "древки гусарские крашеные и некрашеные", "древки гусарские золоченые жиленные", "концар гусарский" и т.д.) позволяет существенно дополнить сохранившиеся материальные памятники новыми данными.
2. Непонятно, на чем основано предположение автора о принадлежности двух полудоспехов гусарам Рыльского. Полк Рыльского существовал лишь короткое время - 1654 г. С таким же успехом можно сказать о том, что доспехи принадлежат подполковнику гусарского строя Микифору Караулову или кому-то из его 20-ти офицеров 1660-х гг. Без видимых на то оснований не вижу причин приписывать латы конкретному человеку.
3. Еще ранее реконструкцию русского гусара 1654 г. сделал Олег Федоров (консультация Саши Малова):
. Поэтому традиционно в начале статьи не лишним была бы критика этого изображения.
4. По поводу реляции, приписываемой Яну Млоцкому. Реляция издавалась и на польском ("Выправа царя московского") и на немецком (Vom Auffzuge des Mosskowitischen Gross Fuerstenn). На немецком также издавалась такая реляция чуть позже ( и в "Театре Европы", по моему, есть)/ Поэтому лучше смотреть не перевод в "Витебской старине", а оригиналы:
В немецком варианте:

Обратите внимание - здесь говорится не о "1000 гусар, обмундированных по польскому образцу", а о 1000 польских гусар
Далее в переводе "Витебской старине": "За ним ехал сам царь, окруженный 24 алебардистами, из коих два предшествующие несли два палаша".
В немецком известии:

т.е. "Потом царь собственной персоной, в окружении 24 гусар, причем 2 из них везли обнаженные мечи"
В польском варианте реляции тоже самое, гусары, а не алебардисты:
гусар
Резюме: облик русских гусар вплоть до вооружения можно реконструировать, но для этого необходимо привлекать все источники.
Но в целом как стартовая статья по двум сохранившимся полудоспехам пойдет.
Tags: Решил своим долгом обозначить, очерки военной истории
Subscribe

  • Артиллерия первого Азовского похода

    Вот и верь потом классикам. С легкой руки Н.Г.Устрялова укоренилось мнение, что артиллерия в первом Азовском походе состояла из 104 мортир и 44…

  • 507 лет Оршанской битве

    "Бысть побоище велие москвичей с Литвою под городом под Оршею, и воскричаша и возопиша жены оршанки на трубы московския, и слышати было стуку и грому…

  • 10 лет той самой книжке

    10 лет назад вышла моя первая книжка "Битва под Оршей 8 сентября 1514 года" Как-никак юбилей, тем более, что книга в итоге "выстрелила". Теперь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Артиллерия первого Азовского похода

    Вот и верь потом классикам. С легкой руки Н.Г.Устрялова укоренилось мнение, что артиллерия в первом Азовском походе состояла из 104 мортир и 44…

  • 507 лет Оршанской битве

    "Бысть побоище велие москвичей с Литвою под городом под Оршею, и воскричаша и возопиша жены оршанки на трубы московския, и слышати было стуку и грому…

  • 10 лет той самой книжке

    10 лет назад вышла моя первая книжка "Битва под Оршей 8 сентября 1514 года" Как-никак юбилей, тем более, что книга в итоге "выстрелила". Теперь…