alexuslob (alexuslob) wrote,
alexuslob
alexuslob

Categories:

не патриотично-патриотическое

Сел, наконец-то, писать статью про русскую артиллерию по итальянскому образцу в один иностранный журнал. В истории отечественной бомбардологии есть период 1480-1520-х гг, когда в Пушечных избах работали преимущественно итальянцы-фрязы. И "русские" пушки и пищали, отлитые иностранными мастерами, были фактически копиями итальянских орудий.
Вроде бы как бы не патриотично получается, хотя с другой стороны можно говорить о том, что артиллерия была на уровне европейской. А вот здесь уже вывод - патриотический.
1. Так вот, был такой забавный сюжет, связанный с тиранством Ужасного Московита Ивана свет Васильевича, а по нашему - Ивана III. Некий фряжский мастер "Петр молодой Пушечников Фрязин" прибыл в Москву с женой в 1494 г. из Италии вместе с посольством Данилы Мамырева.
Есть описание одного орудия 1501 г. этого самого Петра.
Спустя некоторое время, очевидно недовольный московитскими порядками, мастер бежал в Литву, которая, как известно, была не в пример Восточной Тирании. Не патриотично получается.
Как известно, мастера-литейщики в то время были нарасхват. Их вербовали, сулили большие деньги, всячески удерживали у себя весьма негуманными способами и т.д. А в ту пору в Литве не было государственной литейной. Но вот что-то не получилось у нашего фряга, не заладилось.
Сохранились свидетельства, что в 1509 г. мастер-бомбардир Петр Фрязин через посредников .... просился обратно в Москву, к тирану Василию. Так как великий князь Василий III нуждался в военных специалистах, опальный мастер был прощен - ему дана была проезжая грамота, и он вновь приехал в Московию. Вот это - патриотично получается.
Кстати, часто путают этого Петра Фрязина с другим Петром Фрязиным, который позже бежал из России (сохранилось дело о побеге 1537 г.). Так вот - это разные лица. Второй Петр был завербован в Риме в 1528 г. посольством Шарапа Лодыгина и Еремея Трусова. Звали его Pietro di Annibale, и был он родом из Флоренции, как и Аристотель Фиораванти. Но в работах историков их часто путают.
2. Также часто путают русского мастера Якова и итальянца Якова Фрязина (Джиакомо) - это тоже два разных человека. В Артиллерийском музеуме сохранилась пищаль 1492 г. - так это орудие русского Якова, правда отлитое по итальянскому образцу. Аргументы есть, но раскрывать пока не буду. Это - патриотично.
Вот его орудие:

3. Знаменитая роскошно сделанная гафуница мастера Игнатия 1542 г, визитная картока Артиллерийского музеума, как бы не хотелось считать, все-таки является произведением иностранного мастера. Игнатий был иноземцем, а не русским. Это не патриотично, но никуда не денешься. С другой стороны, такой высококлассный специалист работал все же в Москве. Это патриотично.


Теперь у меня просьба к френдам. Я тут пересматривал свои фотки, и понял, что у меня нет хороших фотографий этих орудий Артиллерийского музеума (пищаль Якова 1492 и гафуница Игнатия 1542 гг), если у кого-то есть фото в хорошем качестве - поделитесь, плиз, очень надо (иначе придется выбирать день, ехать в город - куча времени....) alobin(собака)mail.ru
Tags: архив из железа и меди, бомбардология, все украдено до нас
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments