Февральский указ 1652 г. былсамым мощным по борьбе с пьянством: «в городах кабакам не быть, а быть по одному кружечному двору». Конечно многих служилых людей такое положение не устраивало. Кто-то открыто нарушал, а кто-то пытался обойти закон. Вот ливенские дети боярские обратились с челобитьем, с весьма специфической просьбой - оцените доводы, сразу видно - наши, русские! - " а мы холопи твои люди адинакия (одинокие - А.Л.), а места наши украянныя и безпрестани мы бываем на твоих государевых службах, и воды пьем из розных степных рек и от розных вод; нам, холопем твоим, чинятца скорьби и без питья нам холопем твоим быть нельзя». Типа, одиноко на дальней службе, гадость всякую пьем, типа надо продезинфицировать. Просили они в итоге царя об одном, чтобы разрешить им "вино курить", а к церковным праздникам "пивка сварить безъявочно и безпошлино, чтоб нам от скорбей в конец не погинуть"
Но вот началась война, и ратные люди нашли лазейку - на территории вновь присоединенной действовали другие традиции, туда еще фактически указ не распространялся.
Однако ж воеводы ставили караулы у "кружечных дворов", и солдатам бухать не давали. Однакож случались штурмы
В занятом Дерпте с 1656 г. винокурильни вовсю продолжали работать, и, естественно
"Юрьева Ливонского бурмистры и ратманы и мещане всяких чинов жилетцкие люди во дворех своих вина курят и пива ворят и меды ставят на продажу, и от тово де продажново пия многие государевы ратные люди пропились и по караулом де стоят по вестем в сполошное время, многие стрельцы и пушкари и салдаты бывают пьяни и пропився многие розбежались, а унять де их от питья нельзя потому что стоят по немецким дворам и бурмистром и ратманом о питье без государева указу заказу учинить не смеют"
Вот такие осбенности алкоголизьма...