alexuslob (alexuslob) wrote,
alexuslob
alexuslob

Вновь о локализации битвы под Оршей

Как-то прошло мимо меня - в 2020 г в "Острозький краєзнавчий збірник", Випуск 12. Острог, 2020 вышла статья белорусского (оршанского) краеведа Ю.Копцика "Метрычны аспект і лакалізацыя знаходак артэфактаў Аршанскай бітвы 1514 г. на мясцовасці".
Автор оспаривает мою версию локализации сражения - и предлагает примерно то же место поля битвы, что и А.Казаков, правда зачем-то в адрес белорусского коллеги отпустил реплику ("Сумбурныя і супярэчлівыя развагі некаторых даследчыкаў аб лакалізацыі Аршанскай бітвы пакідаюць уражанне непрафесійнасці і не спрыяюць вырашэнню праблемы, а хутчэй толькі больш заблытваюць яе") - наверное, что-то личное.
Ю.Копцик пишет: "Між тым С. Герберштэйн таксама пакінуў свае прамеры адносна лакалізацыі Аршанскай бітвы. А. Лобін, праўда, пакінуў іх па-за сваёй увагай, бо яны разыходзяцца з ягоным варыянтам лакалізацыі бітвы."
Сама статья тут.
Хм, вообще-то я использую сведения С.Герберштейна именно как один из источников, свидетельствующих о моей версии локализации (автор ссылается на эту же статью).
Теперь по пунктам:
1) Ю.Копцик почему-то использует не академический перевод записок имперского дипломата, а издание 1908 г. в переводе Малеина. А академические переводы 1988 и 2008 гг. приведены по немецкому и латинскому изданиям.
2) в любом случае курьезным выглядит истолкование фразы "и когда оно (войско) подвинулось на четыре тысячи шагов от Орши, оба войска остановились" в пересчете на... немецкие мили! И далее автор начинает рассуждать, что в книге Сигизмунда миля немецкая доходила до ок. 5 км. Логика странная: 4000 шагов - это 4 мили, а мили были немецкие по 5 км ))))) Т.е. автор притягивает "за уши" слова Герберштейна для доказательства своей версии и протягивает от Орши 20 км и попадает в Дубровну. Значит, по версии автора, сражение происходило на правом берегу Крапивны, не на левом.
Но в тексте определенно говорится о шагах, а не милях! В латинском оригинале "quator millibus passuum ab Orsa", в немецком - "als 4000 schrit von Orsa" - именно шаги, а никакие не мили! Где шаг в 50-60 см, а где и миля в 4-5 км))) 4000 шагов - это чуть более 2000 м. И я уже неоднократно говорил - описание Герберштейна говорит в пользу моей (ну не только моей, конечно - и польской тоже) версии сражения.

Более интересны сведения о единичных находках непрофессионалов, в т.ч. черных копателей. Но без научной фиксации, атрибуции и описания они не являются доказательством сражения на правом берегу ( с учетом того, что за XVI-XVII вв. столкновений под Оршей было несколько).
Tags: orsha anno domini mdxiv, а где зрада?, все украдено до нас, где перемога?, жизненное
Subscribe

  • Об артиллерии раннего Петра

    Ну вот, стоило взяться за артиллерию "раннего Петра", тут же натолкнулся на множество белых пятен. Дело в том, что документами хорошо представлена…

  • Битва велика і кривава з московитом

    На Украине вышла статья В.Гуцула " Битва велика і кривава з московитом" Как-нибудь откомментирую P.S. А меж тем наша с Н.Смирновым книга в…

  • 507 лет Оршанской битве

    "Бысть побоище велие москвичей с Литвою под городом под Оршею, и воскричаша и возопиша жены оршанки на трубы московския, и слышати было стуку и грому…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments