alexuslob (alexuslob) wrote,
alexuslob
alexuslob

Несколько слов за "геноцид" 1654-1667 г., в продолжение давней темы....

разбирая старые записи.... 

 

Невядомая вайна 1654-1667 гг и моровое поветрие 1654

 «Зараза з'явілася ў Беларусі яшчэ на пачатку вайны і, праўдападобна, прыйшла з тэрыторыі Маскоўшчыны, дзе ў 1654 г. быў вялікі мор, але апагей гэтай бяды прыпаў на час замірэння. Эпідэмія суправаджалася страшэнным голадам». Неправ был Геннадий Николаевич Саганович, заявлявший, что зараза пришла с Москвы.

 

Бубонная чума в то время шагала по Европе и Азии – она фиксировалась в Египте, Турции, Италии,  Венгрии, Дании, Англии , в 1648 г. были вспышки на Украине, а в октябре 1653 колоссальное «моровое поветрие» поразило всё ВКЛ.  Сильнейшие очаги заразы были в Минском, Пинском, Полоцком, Новогрудском, Мстиславском поветах.  И  с  конца 1653 до 1658 гг периодически вспыхивали очаги то там, то сям. В январе 1658 г. Ян Цедровский отметил в своем дневнике: «На силу уничтожилось поветрие, которое началось 1653 г. в октябре, в это время зверь достаточно поживился телами людей».

 

Каковы же потери от чумы в ВКЛ? Отмечу, что «моровое поветрие» начало свирепствовать тогда, когда еще на землю ВКЛ не вступила нога русского солдата. Юзеф Можи сравнивает данные 1648 и 1667 гг, но совершенно непонятно, сколько скончалось именно от чумы в 1653-1654 и в 1658 гг? а сколько погибло в «грамадзянской» 1648-1651 гг? Такой статистики нет – инвентари имений не сохранились. Тем не менее ряд  белорусских историков открыто заявляют, что в ходе войны «на территории современной Беларуси погибло больше половины населения»,  т.е. все потери списывают на зверства «москалей».

Дабы иметь  хоть какое-то представление, что это была за чума, и каковы ее последствия, предлагаю посмотреть на обновленную таблицу (данные по остальным городам пока не готовы) смертности в России, где не было никаких боевых действий, никакой гражданской войны. Чума дошла с Литвы до границ летом  1654 года, перекинулась на войска, затем поразила приграничные уезды, и волной пошла аж до Казани. В Астрахани чума фиксируется 1655 г. В отечественной историографии наиболее обстоятельное описание этой эпидемии принадлежит Н.Ф. Высоцкому, преподававшему в Императорском Казанском (Высоцкий Н.Ф. Чума при Алексее Михайловиче. 1654 - 1655 гг. Казань. 1879, сама брошюрка небольшая)

городской посад

умерло

осталось в живых

Калуга

1836 (70%)

777 (30%)

Торжок

224 (24,6%)

686 (75,4%)

Кашин

109 (26,6%)

300 (73,4%)

Тула

1808 (70,4%)

760 (29,6%)

Переславль-Ряз.

2583 (85,6%)

434 (14,4%)

Углич

319 (45,9%)

376 (54,1%)

Суздаль

1177 (45,8%)

1390 (54,2%)

Переславль-Залес.

3627 (79,4%)

939 (20,6%)

Алексин

347 (83,2%)

ок.70

Шуя

91 двор (29,2%)

120 дворов

Кострома

3265 (или 3247)

?

Звенигород

164 (45%)

197 (55%)

Тверь

336 (46%)

338 (54%)

Нижний Новгород

    1836 (более 40%)

 

Выборка по монастырям:

монастырь

умерло

осталось в живых

Чудов

182 (87,5 %)

26 (12,5%)

Вознесенский

90 (70,4%)

38 (29,6%)

Ивановский

100 (77%)

30 (23%)

Троице-Сергиева Лавра (со слободами)

1278

?

 

Статистика везде разнится. Согласно переписным книгам в некоторых случаях вымирал город, а в некоторых – только уезд. Например, в Торжке умерло 24,6%, а в уезде всего 7%. Обратная картина в Кашине – в самом городе скончалось 26,6%, а в уезде чума забрала аж 63% (1539 ч., осталось в живых всего 908). То же самое в Нижнем Новгороде – уезд почти полностью обезлюдел (3666 умерло или более 70%). «Баланс» умерших от бубоной заразы  в городах/уездах  можно было наблюдать в таких местах, как Звенигород  (45% умерших в городе, и 50% умерших в уезде (707 умерло, в живых 689 ч), Твери (по  46-48 %), Муроме  (50%)и т.д.. Иногда сложно подсчитать, поскольку в некоторых писцовых и переписных книгах людские потери города и уезда подсчитаны вместе – например, Верея с уездом – всего 1524  умерших  . По некоторым городам данных нет (вернее еще не нашел), а есть только обобщающие. Например, В Соли Галичской с 18 августа 1654 года, « почали мереть люди, и стояло моровое поветрие до Николина дня» и «безчисленно много людей померло и многие домы запустели». Из этих скупых строчек понятно, что потери были также колоссальные. По Вологде и уезду данные отрывочные, но и эти «отрывки» говорят сами за себя: «Пустошь, что была деревня Хвощево, а в ней было крестьянских 4 двора, и они в моровое поветрие во 162 году померли. Да пустошь, что была деревня Чирцыно, а в ней было крестьянских 4 двора, и они в тож моровое поветрие померли. (…) Деревня Леушкино, пуста, вымерли крестьяне в моровое поветрие в 163 году». Как отмечала летопись, «бысть в граде сем и в весех, прилежащих около града, попущением Божиим, грех ради наших, смертоносная язва, еже есть мор велий. Людие бо умираху незапною смертию: ходил ли кто, или стоял, или сидел, и тако забывся вмале, вскоре умираху. А инии с вечера спати ложахуся, а заутра мертвии являхуся; и из многих домов малии и велицыи вси изомроша. И бяше видети во граде на путех и в домех мертвыя. И священницы едва успеваху мертвых погребати, и ничто же взимаху: сребро бо и злато и драгоценныя ризы ни во что же бяху, и никтоже их желаше; видяху бо вси граждане пред очима своима смерть». Новгородчину и Псковщину чума, к счастью, почти не затронула.

 

Что же в самой Москве?

А в Москве жуть. В слободах людские потери до 70%, в посаде умерло от 60до 70 %, на боярских дворах вообще мрак:

Боярский двор

умерло

осталось в живых

Н.И.Романова

352 (73%)

134 (27%)

Я.К.Черкасского

423 (80%)

110 (20%)

Б.И.Морозова

343 (95%)

19 (5%)

Н.И.Одоевского

295 (95%)

15 (5%)

А.Н.Трубецкого

270 (97%)

8 (3%)

Двор Стрешневых

 

99,9% («из всей дворни остался один мальчик»)       

0,1%

И.Д.Милославского

100 (86%)

16 (14%)

В.В.Бутурлина

68 (89%)

8 (11%)

Ю.А.Долгорукова

28 (68%)

13 (32%)

Г.Г.Пушкина

25 (92,6%)

2 (7,4%)

Еще одна выборка по корпорациям:

Сотня

умерло

осталось в живых

Кузнецкая

173 (85 %)

32 (15%)

Новгородская

438 (85%)

72 (15%)

Устюжская

320 (89%)

30 (11%)

Покровская

477 (90%)

48 (10%)

 

Хронология движения чумы рисуется следующая:

 

Июнь 1654 – чума в Угличе

 

22-24 июля –в Москве
июль  - Казань

 

4 августа –Торжок

 

10 августа – первые заболевшие в Калуге, Звенигороде и Переславле Рязанском

 

22-28 августа – пик эпидемии в Москве.

 

23 августа –Коломна

 

31 августа –Нижний Новгород

 

1 сентября –Вологда, Кострома,  Городец, Ярославль, Тверь и Старица

 

13 октября – прекращение эпидемии в Казани

 

между 18-23 октября – прекращение эпидемии в Вологде;

 

23 ноября – 12 декабря – эпидемия в Галиче;

 

декабрь – прекращение эпидемии в Коломне

 

Карта, составленная Н.Ф. Высоцким, показывает огромную территория заражения – на Старая Руса; Ржева, Казань, Нижний Новгород , Рыльск.  В целом, большинство уездов европейской части России потеряли от 20 до 80% людей!

 

И что же говорить тогда о потерях в ВКЛ, где была не одна, как в России 1654/1655, а две «волны» чумы - в 1653/54 и 1658?

 

P.S. Наконец-то нашел источник фразы Геннадия Николаевича: «У 1655 г. патрыярх Нікан адкрыта пісаў пра намер Аляксея Міхайлавіча пасяліць на сваіх абязлюдзелых землях 300 000 палонных беларусаў».

 

Только в оригинале не 1655, а 1654, и патриарх Никон никому открыто не писал, а сообщил антиохийскому патриарху Макарию в беседе, когда тот был в Москве. В сообщениях Павла Алеппского вообще множество гипертрофированных цифр.И писал он не о проекте, а уже об якобы осуществленной акции (ага, за 4 месяца переселить 300 000): "царь взял для себя из областей, которые не покорились мирно, 300.000 пленных; всех их забрали в горах и в лесах, чтобы заселить ими большую часть домов в столице и деревни, обезлюдевшие со времени моровой язвы. Так он и сделал."
В целом, на демографическую катастрофу ВКЛ повлиял не один (сторжение 1654), а целый ряд факторов:
- антишляхетские восстания 1648-1651 гг
- катастрофическая чума 1653/54 и 1657/58 гг
- голод 1657 г. (военное разорение и гигантское нашествие мышей)
- война с Россией 1654-1656 и 1658-1667 гг
- война со Швецией 1656-58 гг
- гражданская война 1655-1658 гг
- и как следствие войн, огромное число "эзгулянтов", переселившихся с восточных областей на территорию Короны и Швеции, а также переселившиеся (добровольно и насильно) в Россию


Tags: невядомая вайна
Subscribe

  • Война за возвращение Украины

    В Москве проездом пересекся с Игорем Бабулиным, обменялись книжками. Прочитал - всем рекомендую, действительно, малоизвестная страница военной…

  • Борьба за Юрьев-Ливонский

    В этом году (надеюсь, скоро) выйдет: А.Н. Лобин, Н.В. Смирнов. Борьба за Юрьев-Ливонский в годы Русско-шведской войны 1656–1658 гг. : [12+] / М. :…

  • Борьба за Юрьев-Ливонский

    А в целом, неплохая у нас с Николаем Смирновым smirnovnv книжка получилась про борьбу за Юрьев-Ливонский в 1656-1658 гг. Подробно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Война за возвращение Украины

    В Москве проездом пересекся с Игорем Бабулиным, обменялись книжками. Прочитал - всем рекомендую, действительно, малоизвестная страница военной…

  • Борьба за Юрьев-Ливонский

    В этом году (надеюсь, скоро) выйдет: А.Н. Лобин, Н.В. Смирнов. Борьба за Юрьев-Ливонский в годы Русско-шведской войны 1656–1658 гг. : [12+] / М. :…

  • Борьба за Юрьев-Ливонский

    А в целом, неплохая у нас с Николаем Смирновым smirnovnv книжка получилась про борьбу за Юрьев-Ливонский в 1656-1658 гг. Подробно…