alexuslob (alexuslob) wrote,
alexuslob
alexuslob

Categories:

восстания невольников

один знакомый посоветовал - возьми, говорит, Theatrum Europaeum, там в части 5-й должно быть описание за 1644 г. грандиозного события, когда христианские невольники захватили 5-ть (!) галер, перебили на них дофига турок, затопили 4 галеры, а на пятой уплыли в Венецию. Поскольку событие масштабное, наверняка там есть что-то интересное. Но чего мне, среди 1640 страниц готического шрифта смотреть, искать нужное событие? убиццо


театр европы
В русских документах восстания периодически попадаются. Есть желание (но нет возможности) сопоставить наши упоминания с иноземными (венецианскими, например). Но вот проблема - в наших документах восстания описываются чаще всего лаконично, зато часто. Из найденного случайно в "Актах Юго-Западной России": 1666, 27 апреля "турские полоненики малороссийского города Кателвы жители Оска Михайлов, Рамашко Федоров, которые взяты в полон на Тору у соленого варенья тому пятый год, и проданы в Турки, а были на каторгах иных земель с полоненики, и на дву каторгах турок повыкалали и вышли в Венецыйскую землю, сказали, что из Венеции, по отпуску с проезжими грамотами шли они на Краков, на Варшаву, на Лвов, на Киев..." АЮЗР. Т.6. С.96-97. Жаль, что нет обстоятельного описания того, как они турок с двух кораблей "повыкалали" (перекололи).
Самое интересное - почти во всех случаях восстание всегда шло по одному сценарию - ночью расковывались, перебивали турок, уходили от погони. И случалось это с незавидной для турок регулярностью. Такое ощущение, что рабовладельцы никаких контрмер не принимали. Какая беспечность...
Да, и еще, камень в мальтийцев - ранее я писал, что они после боя с турецкими кораблями освобождали невольников. Нифига! - лишь  в исключительных случаях. В основном освобождали католиков, а всех остальных оставляли рабами, теперь уже на мальтийских галерах. Венециане были чуток погуманнее. По этому поводу может удастся получить кое-чего интересного (правда может стоить кое-каких финансовых вложений) из Государственного архива Венеции, вот только бы очередной запрос отправить д-ру Санторо...

подборка о невольниках:
http://alexuslob.livejournal.com/tag/%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8F




Tags: антропология, жизненное, неволя, невядомая вайна, очерки военной истории
Subscribe

  • Чугуний вместо бронзы

    Эх, вот так укрепляли обороноспособность, но при этом теряли подлинные музейные раритеты - собирали медные тюфяки по городам на переплавку, а вместо…

  • Борьба за Юрьев-Ливонский

    А в целом, неплохая у нас с Николаем Смирновым smirnovnv книжка получилась про борьбу за Юрьев-Ливонский в 1656-1658 гг. Подробно…

  • Пушки Смуты

    Ну вот как-то так. Появился анонс "Пушек Смуты". Значит к весне, думаю, несмотря на все сложности, увидит свет. Обложка: Твердый переплет Кол-во…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Чугуний вместо бронзы

    Эх, вот так укрепляли обороноспособность, но при этом теряли подлинные музейные раритеты - собирали медные тюфяки по городам на переплавку, а вместо…

  • Борьба за Юрьев-Ливонский

    А в целом, неплохая у нас с Николаем Смирновым smirnovnv книжка получилась про борьбу за Юрьев-Ливонский в 1656-1658 гг. Подробно…

  • Пушки Смуты

    Ну вот как-то так. Появился анонс "Пушек Смуты". Значит к весне, думаю, несмотря на все сложности, увидит свет. Обложка: Твердый переплет Кол-во…