Непосредственно по стенам крепости работали стенобитные пищали – длинноствольные орудия на колесных лафетах. Это, прежде всего, отмеченные в разрядных повестях пищали «Кортуна», «Орел» и «Медведь», обстреливающие Полоцк со стороны Двины.
Пищаль «Кортуна» (В Погодинском сп. - «Тортуна», в Эрмитажном сп. РКПР – «Ортуна»). По всей видимости, являлась трофейной, то есть захваченной в Ливонии в ходе победоносной кампании 1558-1560 гг. Картаунами (фр. courtaud, нем. cartaunen) называли в Западной Европе осадные орудия калибром в 25 (полукартауна), 50 (картауна) и 100 фунтов (двойная картауна). Скорее всего «Кортуна» входила в состав ливонской артиллерии, которая была закуплена в Любеке и сосредоточена в резиденции магистра г.Феллине. В ходе осады Феллин был взят, при чем русские захватили всю артиллерию противника - 18 больших и 450 малых орудий. Андрей Курбский отмечал, что при магистре были «кортуны великия, их же многою ценою из за-моря с Любка, места великаго, от Германов своих достали было (выделено мной – А.Л.), и вся стрельба огненная многая». Иван Грозный в дальнейшем не раз использовал трофейную ливонскую артиллерию. Так, в разрядах 1577 г. можно найти упоминание «пушки Вильянской» калибром 4 пуда (64 кг), захваченной также в Феллине (Вильяне).
Рядом с «Кортуной» полоцкие укрепления бомбардировала пищаль «Орел». Калибр этого орудия определяется благодаря тому, что оно в дальнейшем упоминается в разрядах Ливонского похода 1577 г.: «Пищаль «Орел» ядро пол 3 пуда…». Для пищали калибр в 2,5 пуда (ядро 100 фунтов или 40 кг) является значительным. «Орел», пожалуй, был самым крупным колесным орудием в эпоху Ивана Грозного. Даже знаменитая большая пищаль «Инрог» А.Чохова, отлитая в 1577 г., была меньшего размера – «всего» 68 фунтов (27 кг).
Пищаль «Медведь» в установленной за Двиной артиллерийской батарее также была мощного калибра – 40 фунтов (16 кг ядро). Через 14 лет после Полоцкого взятия орудие принимало участие в Ливонском походе: «пищаль «Медведь» ядро пуд…». В 1578 г. орудие планировалось перебросить под Венден, но «Медведь» избежал тогда позорной участи попасть в руки врага. И все же к окончанию Ливонской войны пищаль была уже в руках неприятеля. С 1579-х гг московский Пушечный двор дублирует военную продукцию, т.е. отливает орудия взамен потерянной артиллерии «с теми же названиями и знаками». В 1590 г. литейщик Семен Дубинин создал нового «Медведя» такого же калибра, длиной 2 саж. 2 фута и 10 дюймов. Вместо винограда орудие имеет барельефное изображение медведя, литые фризы и травы. Вероятно, пищаль 1590 г. не сильно по размерам отличалась от своего «прототипа».
«Пищали полуторные и большая». 31 января, до прибытия тяжелой артиллерии царь «…приказал поставити от своего стану пять пищалей полуторных да пищаль болшую, а велел по острогу по всем местам стреляти, из скоторых мест стреляли, и приказал пушкарю Ивану Бартулову".
Размеры и калибр «полуторных пищалей» известны: ядро до 6 фунтов, длина ствола от 4 аршинов до полутора саженей, вес около 45-52 пудов.В источниках этот тип орудий упоминается при описании осады Казани в 1530 и 1552 гг.
Воеводы равномерно распределяли вдоль кольца осады – от государева стана, «у Двины реки в березех и на острову».. При чем стрельбой из мелкокалиберных орудий занимались стрельцы, а руководил общим обстрелом пушкарь Иван Бартлов (Бартулов). «И того ж(е) дни из пищалей из полуторных Иван Голохвастов и стрелцы пушкарей литовских и с пушками со острогу збили…». Вместе с пятью полуторными разрядные повести упоминают стреляющую «от государева стана» «пищаль большую». К сожалению, в источниках не приводятся никаких данных об этом орудии, и выяснить какие-либо подробности не представляется возможным. К этому времени главная часть артиллерии еще не подошла к крепости, следовательно, речь могла идти о «большой» пищали относительно размеров указанных пяти полуторных. Мы можем лишь предположить, что ее калибр был больше полуторной пищали (6<), но меньше чем проломной осадной (12>), т.е. где-то в пределах от 7 до 10 фунтов.
Кроме полуторных пищалей «по вокнам и бойницам» из-за туров стреляли орудия «лехкого наряда». В летучем листке небольшие орудия обозначены как полевые пушки (Feld Schlangen), полупушки (halbe Schlangen), четвертьпушки (Quartier Schlangen), фальконеты (Falconeten). Согласно русским источникам, в состав легкой артиллерии времен Ивана IV Васильевича могли входить «вальконейки» (фальконеты калибром до 2 фунт.), «семипядные», «девятипядные» (от 2 до 4 фунтов), скорострельные (до 1 фунт.), сороковые (от ½ до 2 фунт.), затинные пищали (до ½ фунт) и тюфяки. Андрей Курбский называл такие орудия «польными»; они часто сопровождали пехоту и конницу в походе. Полагаю, что под Полоцком их могло быть собрано до 60-70 штук.
Таким образом, вырисовывается следующая примерная роспись наряда на Полоцк:
«Большой наряд»: Б.в.кн. М.П.Репнин, 5 голов, 720 «людей у наряду»
- 4 гигантских пушки (ядра от 10 до 20 пудов)
- 36 «верховых» и «огненных» пушек (от 1 до 8 пудов)
- 3 крупнокалиберных пищали (от 40 до 100 фунтов)
«Середний наряд»: в. М.И.Вороной (Воронцов) Волынский, 3 головы
413 «людей у наряду»
- до 6 пищалей (ок. 7-10 фунтов)
- ок. 40 полуторных пищалей (6 фунтов)
«Лехкой наряд»: в. Б.Сукин, 2 головы, 300 «людей у наряду»
- ок.60-70 мелкокалиберных пищалей (до 4 фунтов)
Всего: ок. 150 орудий. Это дофига. Полоцк был обречен. Благодаря действиям артиллерии, армия потеряла в осаде всего ок.100 чел. убитыми.